Поурочное обобщение грамматики японского языка
На этой странице приводится поурочное обобщение грамматических форм, которые встречаются в уроках японского языка первой части учебника.
Примеры предложений, приведённые в таблицах, встречаются в диалогах предназначенные для перевода на японский язык.
Полное содержание уроков первой части учебника "Минна но Нихонго" можно посмотреть здесь
I.
Частицы
1. |
[は] |
А: |
1) Я — Майк Миллер. |
(Урок 1) |
2) Я встаю в 6 часов утра. |
(Урок 4) |
3) Сакура красива. |
(Урок 8) |
B: |
1) Сколько сейчас времени в Нью-Йорке? |
(Урок 4) |
2) В воскресенье я ездил с другом в Нару. |
(Урок 6) |
3) Токийский Диснейлэнд находится в префектуре Чиба. |
(Урок 10) |
4) Материалы отправьте по факсу. |
(Урок 17) |
2. |
[も] |
А: |
1) Мари я то же бразильянка. |
(Урок 1) |
2) И эти вещи тоже, пожалуйста. |
(Урок 11) |
3) Мне нравится и то, и другое. |
(Урок 12) |
4) Я с только раз садилась на диету. |
(Урок 19) |
В: |
1) Я никуда не ездил. |
(Урок 5) |
2) Я ничего не ел. |
(Урок 6) |
3) Никого не было. |
(Урок 10) |
3. |
[の] |
А: |
1) Это г-н Миллер, сотрудник IMC. |
(Урок 1) |
2) Это книга о компьютерах. |
(Урок 2) |
3) Это мой зонт. |
(Урок 2) |
4) Это японская машина. |
(Урок 3) |
5) Вы занимались вчера вечером? |
(Урок 4) |
6) Как идут ваши занятия по японскому языку? |
(Урок 8) |
7) На столе есть фотография. |
(Урок 10) |
8) Подскажите чтение это го иероглифа. |
(Урок 14) |
9) Я из Бандунга в Индонезии. |
(Урок 16) |
В: |
1) Этот портфель г-жи Сато. |
(Урок 2) |
2) Чьего производства этот фотоаппарат?
...Японский. |
(Урок 3) |
С: |
У вас нет немного побольше? |
(Урок 14) |
4. |
[を] |
А: |
1) Я пью сок. |
(Урок 6) |
2) Я буду путешествовать неделю. |
(Урок 11) |
3) В 2 часа я пойду встречать ребёнка. |
(Урок 13) |
В: |
1) Вчера я не ходил на работу. |
(Урок 11) |
2) Каждое утро в 8 часов я выхожу из дома. |
(Урок 13) |
3) Схожу с поезда в Киото. |
(Урок 16) |
С: |
1) По утрам я гуляю по парку. |
(Урок 13) |
2) Перейдите на том светофоре. |
(Урок 23) |
3) Если идти по этой дороге прямо, будет вокзал. |
(Урок 23) |
5. |
[が] |
А: |
1) Мне нравится итальянская кухня. |
(Урок 9) |
2) Г-н Миллер хорошо готовит. |
(Урок 9) |
3) Я немного понимаю по-японски. |
(Урок 9) |
4) У вас есть мелкие деньги? |
(Урок 9) |
5) У меня двое детей. |
(Урок 11) |
6) Я хочу компьютер. |
(Урок 13) |
7) Вы умеете кататься на лыжах? |
(Урок 18) |
8) Мне нужен магнитофон. |
(Урок 20) |
В: |
1) Там находится мужчина. |
(Урок 10) |
2) На столе есть фотография. |
(Урок 10) |
3) В следующем месяце в Киото будет праздник. |
(Урок 21) |
С: |
1) В Токио много людей. |
(Урок 12) |
2) Г-н Сантос высокого роста. |
(Урок 16) |
3) У меня болит горло. |
(Урок 17) |
D: |
1) Что быстрее, автобус или поезд?
..Поезд быстрее. |
(Урок 12) |
2) Среди видов спорта самый интересный — бейсбол. |
(Урок 12) |
Е: |
1) Идёт дождь. |
(Урок 14) |
2) Если дотронуться здесь, пойдет вода. |
(Урок 23) |
3) Звук тихий. |
(Урок 23) |
F: |
1) После окончания концерта пойду есть. |
(Урок 16) |
2) Что вы будете делать, если в назначенное время друг не придёт? |
(Урок 25) |
3) Когда моя жена болеет, я не иду на работу. |
(Урок 23) |
4) Какую из картин написала Карина? |
(Урок 22) |
G: |
1) Г-жа Сато подарила мне вино. |
(Урок 24) |
2) Кто заплатил (за вас)? |
(Урок 24) |
6. |
[に] |
А: |
1) Я встаю в 6 часов утра. |
(Урок 4) |
2) Я приехал в Японию 25 марта. |
(Урок 5) |
B: |
1) Я подарил г-же Кимура цветы. |
(Урок 7) |
2) Я пишу рождественские открытки семье и друзьям. |
(Урок 7) |
C: |
1) Я получил подарок от г-на Сантоса |
(Урок 7) |
2) Я одолжил книгу с сослуживца. |
(Урок 7) |
D: |
1 ) На столе есть фотография. |
(Урок 10) |
2) Моя семья в Нью-Йорке. |
(Урок 10) |
3) Мария живёт в Осаке. |
(Урок 15) |
E: |
1) Завтра я встречаюсь с другом. |
(Урок 6) |
2) Вы уже привыкли к жизни в Японии? |
(Урок 8) |
3) Давайте зайдем в то кафе. |
(Урок 13) |
4) Сядьте здесь. |
(Урок 15) |
5) Я сажусь на поезд на ст. Умэда. |
(Урок 16) |
6) Напишите здесь своё имя. |
(Урок 14) |
7) Если дотронуться здесь, пойдет вода. |
(Урок 23) |
F: |
Раз в неделю я играю в теннис. |
(Урок 11) |
G: |
1) Я приехал в Японию шучать экономику. |
(Урок 13) |
2) Я поеду в Киото любоваться цветением сакуры. |
(Урок 13) |
H: |
Терезе исполнилось |
(Урок 19) |
7. |
[へ] |
1) Я еду с другом в Киото. |
(Урок 5) |
2) Я поеду во Францию изучать кулинарию. |
(Урок 13) |
3) На том светофоре поверните направо. |
(Урок 14) |
8. |
[で] |
А: |
1) Я возвращаюсь домой на такси. |
(Урок 5) |
2) Я посылаю материалы по факсу. |
(Урок 7) |
3) Вы пишите доклад по-японски? |
(Урок 7) |
В: |
1) Я покупаю газету на станции. |
(Урок 6) |
2) В июле в Киото устраивается праздник. |
(Урок 21) |
С: |
Мне в году больше всего нравится лето. |
(Урок 12) |
9. |
[と] |
А: |
1) Я приехал в Японию с семьёй. |
(Урок 5) |
2) Г-жа Сато разговаривает с начальником департамента в комнате для заседания. |
(Урок 14) |
Н: |
1) Выходные - суббота и воскресенье. |
(Урок 4) |
2) книжный магазин находится между цветочным магазином и супермаркетом. |
(Урок 10) |
3) Что интереснее, футбол или бейсбол? |
(Урок 12) |
С: |
1) Я думаю, что завтра пойдет дождь. |
(Урок 21) |
2) Премьер-министр сказал, что в следующем месяце он поедет в Америку. |
(Урок 21) |
10. |
[や] |
В ящике лежат старые письма, фотографии и тому подобное. |
(Урок 10) |
11. |
[から] [ まで] |
А: |
1) Я работаю с 9 до 5. |
(Урок 4) |
2) Банк от крыт с 9 до 3. |
(Урок 4) |
3) Вчера я работал до 10. |
(Урок 4) |
В: |
1) Острый соус на второй полке снизу. |
(Урок 10) |
2) Из моей страны в Японию 4 часа на самолёте. |
(Урок 11) |
3) Давайте я подъеду в станции вас встретить. |
(Урок 14) |
12. |
[までに] |
Нужно вернуть книги в субботу. |
(Урок 17) |
13. |
[より] |
Китай больше Японии. |
(Урок 12) |
14. |
[でも] |
А не выпить ли нам пива или ещё чего-нибудь? |
(Урок 21) |
15. |
[か] |
А: |
1) Г-н С ант ос бразилец? |
(Урок 1) |
2) Это механический карандаш или ручка? |
(Урок 2) |
3) Не посмотреть ли нам вместе фильм? |
(Урок 6) |
В: |
Извините, где находится магазин "Юнюя"?
...Магазин "Юнюя"? В том здании. |
(Урок 10) |
С: Этот зонт ваш?
…Heт, г-на Шмита.
Вот как. |
(Урок 2) |
16. |
[ね] |
1) Я вчера тоже занимался до 12.
..Дa, нелегко вам... |
(Урок 4) |
2) Какая красивая ложка. |
(Урок 7) |
3) Эээ… 871-6813.
...871-6813, правильно? |
(Урок 4) |
4) Там мужчина, видите? Кто он? |
(Урок 10) |
17. |
[よ] |
Этот поезд идёт до ст. Косиэн?
...Нет, (Вам нужен) следующий, идущий со всеми остановками. |
(Урок 5) |
II.
Употребление грамматических форм
1. |
[ます-форма] |
ます-форма ませんか |
Не выпить ли нам чаю? |
(Урок 6) |
ます-форма ましょう |
Давайте, встретимся в 5. |
(Урок 6) |
ます-форма たい です |
Я хочу купить фотоаппарат. |
(Урок 13) |
ます-фopмa に いきます |
Я иду смотреть кино. |
(Урок 13) |
ます-форма ましょうか |
Давайте, я вызову такси. |
(Урок 14) |
2. |
[て-форма] |
て-форма ください |
Извините, одолжите ручку, пожалуйста. |
(Урок 14) |
て-форма います |
Г-жа Сато сейчас разговаривает с г-ном Миллером. |
(Урок 14) |
Мария живёт в Осаке. |
(Урок 15) |
て-форма も いいです |
Можно курить? |
(Урок 15) |
て-фopмa は いけません |
В музее нельзя фотографировать. |
(Урок 15) |
て-фopмa から、~ |
После окончания работы я иду плавать. |
(Урок 16) |
て-фopмa 、て-фopмa 、~ |
Утром я бегаю, принимаю душ и иду на работу. |
(Урок 16) |
て-форма あげます |
Я одолжу компакт-диск г-ну Миллеру. |
(Урок 24) |
て-форма もらいます |
Г-жа Сато сводила меня в Осакский Замок |
(Урок 24) |
て-форма くれます |
Г-н Ямада подвёз меня на машине. |
(Урок 24) |
3. |
[ない-фopмa] |
ない-фopмa ないで ください |
Пожалуйста, не фотографируйте здесь. |
(Урок 17) |
ない-форма なければ なりません |
Вы должны показать паспорт. |
(Урок 17) |
ない-фopмa なくても いいです |
Можно не снимать обувь |
(Урок 17) |
4 |
[словарная форма] |
словарная форма ことができます |
Я умею играть на пианино. |
(Урок 18) |
словарная форма ことです |
Моё увлечение — смотреть фильмы. |
(Урок 18) |
словарная форма まえに、~ |
Перед тем, как лечь спать, я читаю книгу |
(Урок 18) |
словарная форма ど、〜 |
Если повернуть направо, будет почтовое отделение. |
(Урок 23) |
5. |
[た-форма] |
た-форма ことが あ ります |
Я бывал на Хоккайдо. |
(Урок 19) |
た-форма り、た-форма り します |
В выходные я поигрываю в теннис, хожу на прогулки. |
(Урок 19) |
6. |
[нейтральная форма] |
нейтральная форма と おもいます |
Я думаю, что г-н Миллер уже ушёл домой. |
(Урок 21) |
Я считаю, что в Японии высокие цены на товары. |
(Урок 21) |
Я считаю, что семья — это самое важное. |
(Урок 21) |
нейтральная форма と いいます |
Брат сказал, что вернётся до 10. |
(Урок 21) |
|
Вы ведь пойдёте на завтрашнюю вечеринку? |
(Урок 21) |
Утренний час-пик это ужасно, да? |
(Урок 21) |
Компьютер удобен, не правда ли? |
(Урок 21) |
Он ведь американец? |
(Урок 21) |
Нейтральная форма глагола; существительное |
Это пирог, который я испёк |
(Урок 22) |
7 |
|
Когда я читаю газету, я надеваю очки. |
(Урок 23) |
Когда я сонный, я пью кофе |
(Урок 23) |
В свободное время я смотрю видео. |
(Урок 23) |
Когда идёт дождь, я еду на такси. |
(Урок 23) |
8. |
Нейтральная форма в прошедшем времени ら、~ |
Было бы удобно, если бы у меня был компьютер. |
(Урок 25) |
Если компьютер будет дешевый, я его куплю. |
(Урок 25) |
Если легко пользоваться, то куплю. |
(Урок 25) |
Если будет хорошая погода, я пойду гулять. |
(Урок 25) |
9. |
|
Хoть и взглянул в cлoвзpь, смысла не пoнимаю. |
(Урок 25) |
Я не куплю компьютер, даже если дешевый. |
(Урок 25) |
Вы должны есть, даже если вам не нравится. |
(Урок 25) |
Он даже в воскресенье работает. |
(Урок 25) |
III.
Наречия и выражения, выступающие в роли наречий
1 |
みんな |
Иностранные преподаватели все американцы. |
(Урок 11) |
ぜんぶ |
Я закончил всё домашнее задание. |
(Урок 24) |
たくさん |
Работы много. |
(Урок 9) |
とても |
В Пекине очень холодно. |
(Урок 8) |
よく |
Г-н Ван хорошо понимает по-английски. |
(Урок 9) |
だいたい |
Тереза более или менее знает хирагану. |
(Урок 9) |
すこし |
Мария немного знает катакану. |
(Урок 9) |
ちょっと |
Чуть-чуть отдохнём. |
(Урок 6) |
もうすこし |
А немного поменьше есть? |
(Урок 14) |
もう |
Сделайте ещё одну копию. |
(Урок 14) |
ずっと |
В Токио гораздо больше людей, чем в Нью-Йорке. |
(Урок 12) |
いちばん |
Среди японских блюд мне больше всего нравится тэмпура. |
(Урок 12) |
Тетради на самом верху того стеллажа. |
(Урок 10) |
2. |
いつも |
Я вcегда oбедaю в университетской столовой. |
(Урок 6) |
ときどき |
Я иногда ем в ресторане. |
(Урок 6) |
よく |
Г-н Миллер часто ходит в кафе. |
(Урок 22) |
はじめて |
Вчepa я в первый раз ел суси. |
(Урок 12) |
また |
Снова приходите завтра. |
(Урок 14) |
もういちど |
Ещё раз, пожалуйста. |
(II) |
3. |
いま |
Сейчас 2 часа10 минут. |
(Урок 4) |
すぐ |
Сразу пришлите доклад. |
(Урок 14) |
もう |
Я уже купил билет на Синкaнcэн. |
(Урок 7) |
А уже 8 часов. |
(Урок 8) |
まだ |
Вы уже пообедали?
...Ещё нет. |
(Урок 7) |
これから |
Я сейчас собираюсь пообедать. |
(Урок 7) |
そろそろ |
Пора понемногу собираться уходить. |
(Урок 8) |
あとで |
Потом ещё приду. |
(Урок 14) |
まず |
В первую очередь нажмите эту кнопку. |
(Урок 16) |
つぎに |
Затем вставьте карточку. |
(Урок 16) |
さいきん |
Последнее время Япония стала сильнее в футболе. |
(Урок 21) |
4 |
じぶんで |
Блюда для вечеринки я всё приготовил сам. |
(Урок 24) |
ひとりで |
Я пойду в больницу один. |
(Урок 5) |
みんなで |
Завтра мы все едем в Киото. |
(Урок 20) |
いっしょに |
Не выпить ли нам вместе пива? |
(Урок 6) |
べつべつに |
Пожалуйста, посчитайте для каждого отдельно. |
(Урок 13) |
ぜんぶで |
Всего 500 иен. |
(Урок 11) |
ほかに |
Кто-нибудь кроме меня придёт помогать? |
(Урок 24) |
はやく |
Я уйду домой рано. |
(Урок 9) |
ゆっくり |
Говорите медленно. |
(Урок 14) |
Сегодня хорошенько отдохните. |
(Урок 17) |
だんだん |
Дальше будет всё жарче и жарче. |
(Урок 19) |
まっすぐ |
Идите прямо. |
(Урок 14) |
5 |
あまり |
Этот словарь не очень хорош. |
(Урок 8) |
ぜんぜん |
Я совсем не понимаю по-индонезийски. |
(Урок 9) |
なかなか |
В Японии довольно-таки трудно увидеть лошадь. |
(Урок 18) |
いちども |
Я ни разу не ел суси. |
(Урок 19) |
ぜひ |
Я обязательно хочу поехать на Хоккайдо. |
(Урок 18) |
たぶん |
Я дyмaю, что г-н Миллер, наверное, не знает |
(Урок 21) |
さっと |
Я думаю, что завтра обязательно хорошая погода. |
(Урок 21) |
もし |
Если бы у меня было 100 миллионов иен, я бы хотел основать свою фирму. |
(Урок 25) |
いくら |
Я не люблю путешествия в группе, какими бы дешёвыми они ни были. |
(Урок 25) |
6 |
どくに |
В том фильме особенно отец был хорош. |
(Урок 15) |
じつは |
На самом дeлe, я на диете. |
(Урок 19) |
ほんとうに |
Я думаю, в Японии еда правда дорогая. |
(Урок 21) |
もちろん |
Я думаю, Бразилия конечно же выиграет матч. |
(Урок 21) |
IV.
Различные способы соединения слов или предложений
1. |
そして |
Токийское метро красивое. К тому же, оно удобное. |
(Урок 8) |
~で |
Нара — тихий и красивый город. |
(Урок 16) |
~くて |
Этот компьютер лёгкий и удобный. |
(Урок 16) |
それから |
Это срочной доставкой, пожалуйста. И ещё, эту посылку тоже. |
(Урок 11) |
~たり |
В выходные я поигрываю в теннис, хожу на прогулки. |
(Урок 19) |
~が |
Извините, одолжите мне ручку, пожалуйста. |
(Урок 14) |
2. |
それから |
Занимался японским. Затем смотрел фильм. |
(Урок 6) |
~てから |
После того, как закончился кoнцepт, мы поели в ресторане. |
(Урок 16) |
~て、~ て |
Утром я бегаю, принимаю душ и иду на работу. |
(Урок 16) |
~まえに |
Перед сном я пишу дневник. |
(Урок 18) |
~とき |
Когда берёте книги в библиотеке, нужна карточка. |
(Урок 23) |
3. |
から |
Я никуда не пойду, потому что у меня нет времени. |
(Урок 9) |
ですから |
Сегодня у моей жены день рождения. Поэтому я должен уйти домой рано |
(Урок 17) |
4. |
~が |
"Семь самураев" старый, но интересный фильм. |
(Урок 8) |
でも |
Путешествие было интересным. Но всё же я устал. |
(Урок 12) |
~けど |
Это кэрри хоть и острое, но вкусное. |
(Урок 20) |
しかし |
Танцы полезны для здоровья, поэтому с завтрашнего дня я буду упражняться каждый день.
...Однако, излишние упражнения для здоровья вредны. |
(Урок 19) |
5. |
じや |
Это итальянское вино.
...что ж, давайте его. |
(Урок 3) |
~ど |
Нажмите на эту кнопку, и выйдет сдача |
(Урок 23) |
~たら |
Еcли будет дождь, я не выйду. |
(Урок 25) |
6 |
~ても |
Даже если будет дождь, я пойду. |
(Урок 25) |
Полное содержание уроков первой части учебника "Минна но Нихонго"
Вернуться назад
|